Участвовал в открытии в 1903 году венских мастерских. Венские мастера: создатели красоты в повседневности
Участвовал в открытии в 1903 году венских мастерских. Венские мастера: создатели красоты в повседневности
Современные производители мебели, изделий из благородных металлов, фарфора и стекла вдохновляются разработками «Венских мастерских». Хотя это объединение художников, архитекторов и коммерсантов существовало век назад ― его идеи значительно повлияли на историю дизайна.
«Венские мастерские» были основаны в 1903 году архитектором Йозефом Хоффманном, художником Коломаном Мозером и фабрикантом Фритцем Ваэрндорфером. В основу концепции бизнеса легло сочетание искусства и ремесла: изготовление красивых вещей для повседневности. Партнеры решили сделать ставку на возрождение ручного труда. Казалось бы, эта затея в машинный век обречена на провал. Однако покупатель оценил изделия, которые не только успешно применялись в быту, но и доставляли эстетическое наслаждение владельцам.
Товары с фирменным знаком WW стали хитами продаж не только в австрийской столице, но и далеко за ее пределами: магазины «Венских мастерских» открылись в Берлине, Цюрихе и даже в Нью-Йорке. Через несколько лет после создания мастерских в их цехах трудились уже сотни рабочих. «Венские мастерские» производили мебель, ткани, керамику, светильники, предметы из металла и стекла. Все изделия были авторскими и выполнялись в единственном экземпляре.
Особое внимание дизайнеры «Венских мастерских» уделяли оформлению интерьера. Они воспринимали дом как художественное пространство, в котором все, вплоть до чайных ложек, должно быть подчинено творческому замыслу.
Где оценить работы венских мастеров сегодня
Самая богатая коллекция досталась Австрийскому музею прикладного и современного искусства (МАК) в Вене . Здесь в архивах хранятся мебель, различные изделия, 16 000 эскизных проектов, чертежи работы Йозефа Хоффманна, около 20 000 образцов ткани, макеты книг, фотоальбомы и деловая корреспонденция. Некоторые из них можно увидеть в музее на выставке «Вена 1900», посвященной «Венским мастерским».
Недалеко от музея МАК, на улице Graben, притаился маленький магазин Altmann und Kuehne, размер которого очень гармонирует с крохотными конфетами ручной работы, которые в нем продают. Эти конфеты до сих пор упаковывают в коробочки, декор которых был разработан «Венскими мастерскими», а интерьеры магазина разрабатывал лично Хоффманн.
В «Музее Леопольда» в Вене можно увидеть предметы мебели и металлические изделия, созданные Йозефом Хоффманном и Коломаном Мозером.
Йозеф Хоффманн внес большой вклад в архитектурный облик Вены: в 19-м районе находятся его виллы, а в 13-м ― целый поселок Веркбунд, к проектированию которых он приложил руку.
По проекту Йозефа Хоффмана был построен санаторий «Пуркерсдорф» (находится в городе Пуркерсдорф недалеко от Вены). Мебель и предметы декора для заведения спроектировал его соратник Коломан Мозер.
Дворца Стокле в брюсселе. Дворец Стокле
Palais Stoclet, дворец
Дворец Стокле возвышается на проспекте avenue de Tervueren примерно в 5 километрах от площади Grand place. Его построили в 1906 - 1911 годах для банкира, в прошлом инженера-железнодорожника, Адольфа Стокле. Теперь особняк является собственностью его потомков и закрыт для экскурсий. Внутренние интерьеры сохранили первозданный декор и роскошное убранство. Его залы, как и прежде, украшает дорогая мебель, созданная мастерами в прошлые века.
Стокле был сведущ в искусстве. Известно, что он покровительствовал венским художникам и архитекторам в эпоху ар-нуво. Его первая встреча с архитектором Йозефом Хоффманом произошла в тот период, когда Стокле занимался строительством железнодорожных линий в Австрии . Уже тогда у инженера появилась мысль поручить известному архитектору разработать проект особняка в Вене для своей семьи. Но стечение обстоятельств изменило его планы.
После смерти отца Стокле был вынужден переехать в Брюссель , где взял на себя обязанности руководителя банка. Обосновавшись на новом месте, он пригласил Хоффмана к себе и поделился идеями о новом доме. В то время, когда Хоффман получил заказ от Стокле на строительство дворца, он был на пике славы. Признанный архитектор, основатель нового направления в архитектуре, к тому времени уже построил несколько особняков в духе венского сецессиона.
Дворец Стокле до единой детали выдержан в едином архитектурном стиле. Лаконичное сооружение геометрических форм находится в окружении сада, ландшафт которого продолжает линии постройки. Украшением дворцовой башни служат скульптуры из мрамора и бронзы. Изысканный декор восхищает эффектным сочетанием стекла и полудрагоценных камней. Мраморное мозаичное панно украшает столовую.
До 2002 года в особняке жили потомки банкира. Теперь дворцом владеет и контролирует его компания, которой руководят наследники. Некоторые из них высказывают мысль о продаже дома государству за солидную сумму. В 2009 году дворец Стокле пополнил список ЮНЕСКО и теперь находится в числе исторических памятников с мировым именем.
Венский сецессион
История
Венский сецессион основан,,,,,,,и другими художниками, порвавшими с господствовавшим в венском Доме художников консерватизмом и традиционными понятиями в искусстве, ориентированными на. Примером для них сталии
, на предоставленном городом земельном участке на улице Винцайле ( Wienzeile ) недалеко от площади Карлсплац ( Karlsplatz ) и рынка Нашмаркт ( Naschmarkt ) был возведён выставочный павильон, который венцы также сокращённо называют «». Здание украшено большим позолоченным куполом с изображением позолоченных лавровых листьев, интерьеры и окна из цветного стекла были спроектированы Мозером. Здание на площади Карлплац стало постоянным местом проведения выставок группы. Над главным входом находится надпись со словами художественного критика Людвига Хевеши: «Эпохе — своё искусство, искусству — своя свобода», которые выражали настроение высших слоев общества Вены конца века, к тому времени четвёртому по величине европейскому городу.
Первая выставка Венского сецессиона состоялась в.
К значительным заслугам художественной группы относят её выставочную политику, благодаря которой венской публике стали известны французские. Особую известность получила 14 выставка Сецессиона 1902 г., которая была посвящена. Выставка была организована Йозефом Хоффманом. В центре размещалась статуя Бетховена работы, которую окружали «» Климта.
С 1898 года в целях более широкого распространения своих идей группа издавала свой собственный журнал(с — «весна священная»). Хотя ранние работы Сецессиона оставались главным образом в рамках стиля ар нуво (), после Восьмой Венской выставки 1900 года, целиком посвященной декоративному искусству, творчество группы становится более прямолинейным. На этой выставке были представлены инсталляции,,. Построенный Йозефом Хоффманом санаторий (1904—1906 гг.) с его безжалостной геометрией, которая была повторена в специально разработанном для этого проекта черно-белом кубическом кресле Коломана Мозера, являл пример сецессионного стиля начала XX века и приближал приход геометрической абстракции модернизма.
ВХоффман и Мозер основали( Wiener Werkstätte ) — производственное сообщество представителей изобразительного искусства, ставившее себе целью реформирование художественного ремесла.
14 июня из-за разногласий во взглядах на искусство Густав Климт покинул Венский сецессион вместе с некоторыми другими художниками (например,).
С 1919-го по 1920 год председателем группы был Франц Месснер. Хотя со Сецессионом часто связывают представление об ар нуво , его поздняя деятельность находилась под влиянием раннего.
Сецессион воздействовал на искусство стран, входивших до ноября 1918 в состав Австро-Венгрии, в частности,,,, западного региона, особенно.
Другие художники Сецессиона
- Рихард Герстль
Литература
- Официальный сайт Венского Сецессиона .Проверено 8 февраля 2018.
- Ver sacrum: Mittheilungen der Vereinigung Bildender Künstler Österreichs (нем.) . Universitätsbibliothek Heidelberg (1.1898 - 6.1903).Проверено 8 февраля 2018.
Ссылки
Стокле в брюсселе. И в жолтых окнах засмеются - Дневник Николая Пегасова — LiveJournal
05:14 pm - И в жолтых окнах засмеются
В 1905 году банкир-миллионер Адольф Стокле заказал творческой команде австрийцев новый особняк, который задумывался как «единое тотальное произведение искусства». С момента открытия в 1911 году дворец радовал взоры исключительно семейства Стокле и их частных гостей. К сожалению, включение дворца во Всемирное наследие никак не изменило парадоксальную ситуацию: туда невозможно попасть туристу.
Дворец Стокле
Объект ЮНЕСКО №1298. Включён во Всемирное наследие в 2009 г.
Бельгия, город Брюссель.
Многие объекты Всемирного наследия находится в частной собственности, однако владельцы понимают культурную значимость своей недвижимости и стараются как-то организовать возможность посещения туристами. Например, в особняк « Ле Кабанон » можно попасть в летние месяцы по предварительной записи. Но посмотреть интерьеры дворца Стокле невозможно, внимание на строгую табличку внизу слева:
Строителем дворца выступил Йозеф Хофман, в 1920 году занявший пост главного архитектора Вены. Интерьеры создали Густав Климт и Коломан Мозер, а также другие художники австрийского сецессьона (модерна):
Ну, пусть банкиры пока смеются над простым путешественником. Настанет день последний:
Дворец Стокле во Всемирном наследии: http://whc.unesco.org/en/list/1298
В Брюсселе есть ещё два объекта Всемирного наследия: Большая площадь и особняки архитектора Хорты , причём в них, в отличие от дворца, турист может попасть без проблем.
Сецессион журнал. Сецессион - Первая выставка
Чего хотели устроители? Их задача была показать свои работы, созданные в новом модернистком духе, а также приглашать мастеров из других стран, знакомя тем самым жителей Вены с новыми направлениями в искусстве; конечно, предполагалось и непосредственное творческое общение. Первая выставка, без сомнения, удалась. Посетители были ошеломлены от обилия работ в стиле модерн, наполненных новой символикой. Были представлены работы русского скульптора Паоло Трубецкого, швейцарского живописца Арнольда Бёклина, французского художника де Шаванна. Безусловно, рафинированная венская публика не сразу приняла новое искусство: каждая последующая выставка вызывала жаркие споры.
Густав Климт, как руководитель Венского Сецессиона, принимал на себя все резкие отзывы критики; его собственные работы также вызывали гнев общественного мнения. Лидер новаторов, Г. Климт проделывал огромную работу, подготавливая выставки, чтобы они проводились регулярно. В художественной жизни Вены деятельность Сецессиона стала заметным явлением, выставки ждали. Посетителей поражала многоцветность мозаики, декоративность и орнаментальность работ живописцев и скульпторов.
Выполненные в стиле модерн творения новаторов неизменно привлекали внимание к себе и естественно, вызывали разногласия в их оценке. Однако польза от выставок была очевидна! Жители Вены смогли познакомиться с искусством французских импрессионистов - Э. Дега, О. Ренуара, ван Гога, чьи полотна вызывали такое восхищение… Венский Сецессион и Густав Климт продолжали работу.
Деятельность объединения занимала заметное место в художественной жизни Вены. Выставки проводились несколько раз в год; их с нетерпением ждали. Четырнадцатая по счету состоялась в 1902 году. Ее по праву можно назвать исторической. Она запомнилась многим. Впечатления от посещения выставки неоднократно описывались в прессе того времени.
Грандиозный проект, который придумал и организовал Й. Хофман, должен был показать скульптуру, музыку и живопись в единстве; именно синтез искусств модернисты считали своей основой идеей. Свидетельством духовной общности и братства мастеров Венского Сецессиона должны были быть представленные на выставке произведения.
Итак, что же это была за выставка? Личность Людвига ван Бетховена, гениального композитора 19 века, было решено взять за основу проекта. Скульптура Макса Клингера помещалась в середине просторного зала. Необычайно выразительный "Бетховенский фриз" кисти Густава Климта располагался на всех трех стенах. Последнюю, Девятую симфонию Бетховена(в интепретации Вагнера)исполнял симфонический оркестр под управлением Г. Малера. Ничего не скажешь, модернизм всех трех произведений был налицо. Устроители сего грандиозного действа не отказали себе в желании выразить свои модернтстские устремления.
Надо отметить, что с личностью Бетховена и его музыкой все это соотносилось мало. Посетители ходили по залам, смотрели и слушали, но вряд ли что понимали. Й. Хофман словно предвидел эту ситуацию. Большим тиражом был издан каталог, объединяющий некоторые моменты. В описании говорилось, что произведения искусства в своем единстве должны привести людей в идеальное царство, полное чистых наслаждений, чистого счастья и любви. Гости выставки читали каталог, подходили к огромной настенной живописи Густава Климта и узнавали, что роспись на стене выражает желания и надежды всего человечества.