Дизайн интерьера

Лучшие идеи декора и дизайна!

Глиняная посуда своими руками. Керамическая посуда

08.05.2023 в 11:28

Глиняная посуда своими руками. Керамическая посуда

Есть веские причины заняться самостоятельным изготовлением керамической посуды:

  • Уникальность – оригинальную посуду, которая нравилась бы и подходила вам по всем параметрам, можно купить под заказ или сделать самому. Вот только самодельные варианты будут стоять в разы дешевле.
  • Качество и экологичность. Не вся покупная керамика радует качеством и долговечностью: появляются трещины, сколы, а рисунок уже через месяц становится не такой яркий и четкий. Некоторые изготовители используют вредные вещества – свинец и кадмий. Свинцовая глазурь смотрится красиво, но экологически безопасной ее не назовешь.
  • Экономия и даже возможность дополнительного заработка. Красивый сервис стоит денег, вы же сможете сделать его своими руками.

Есть разные технологии, простой способ – лепка тарелки или пиалы жгутами. Как показано на фото ниже, жгутами можно вылепить много интересного. Глиняная посуда своими руками. Керамическая посуда

  • Для начала раскатайте шарик глины. Положите его на ровное и гладкое основание, например, на глазурованную плитку.
  • Для лепки вам потребуется шликер – жидкий глиняный раствор. Консистенция – как у жидкой сметаны.Глиняная посуда своими руками. Керамическая посуда
  • Катается из глины жгут одинаковой толщины. Получается колбаска из глины.
  • На основание будущей пиалы укладываете колбаску, промазываете стык жидким раствором.
  • Повторяете процедуру, укладываете поверх еще один жгут. Глиняная посуда своими руками. Керамическая посуда

Главное – глина должна быть пластичной, любые трещины замазываются шликером. Надежно приклеивайте фрагменты будущей тарелки друг к другу.

  • После этого пальцами или стекой убираете лишнее, придаете пиале нужную геометрию.
  • Все щели и неровности замазываются шликером.

Как сделать посуду из глины без гончарного круга. Техника работы с глиной вручную

Превращение глиняной массы в изысканное творение – настоящее искусство. Есть несколько способов, как делают глиняную посуду:

  1. Лепка. Это, пожалуй, самое доступное домашнее творчество из глины. Изделие вылепляют из глиняной массы подобно пластилину, применяя стеки или подручные приспособления.
  2. Гончарное дело. Более серьёзное занятие, требующее специального оборудования, например, гончарного круга. С его помощью можно создать вазу или кухонную утварь.
  3. Отминка. Такой способ представляет собой выкладывание глиняной массы в гипсовую форму. После застывания изделие извлекается и обжигается. Отлично подходит для начинающего керамиста, создания плитки.
  4. Литьё. Способ подобен предыдущему, различие лишь в формах. Полученные заготовки высушивают в формах, после извлечения раскрашивают.

Не важно, каким способом было выполнено творение, завершающим этапом всегда является обжиг. Совершают его в гончарной печи, при температуре более 1000 градусов. Затем можно покрыть предмет акриловой краской или специальной глазурью для керамики. Если изделие прошло обработку глазурью, то обжиг повторяется.

Если изделие планируется выполнить в естественном цвете, то используют молочение. Такой приём подразумевает покрытие неокрашенной запечённой работы молоком в несколько слоёв, а затем повторное запекание при более низкой температуре.

Только отработав технику, можно добиться по-настоящему достойных результатов. Не стоит новичку сразу садиться за гончарный круг. Опытные мастера настоятельно советуют начать практику с более простого, например, с лепки.

Лепка

Лепка известна с давних времён, но мастера постоянно модернизируют имеющиеся приёмы, вносят что-то новое. Так, лепка бывает:

  • ручная из цельного куска глины;
  • ленточно-жгутовая техника;
  • пластиковая (текстильная техника);
  • Ручная лепка не исключает вытягивание на гончарном круге. Многие мастера производят свои изделия только методом ручной лепки. Чтобы понять смысл и принцип работы, можно попробовать мастерить с пластилином.

Посуда из самозатвердевающей глины. Эту простую поделку из глины можно использовать, как подставку для мелочей, поднос для хранения ключей или украшений

María Vázquez · Dr. Livinghome Сохранить фото

Работа с глиной — приятное и расслабляющее занятие. В отличие от дерева, с которым нужно буквально сражаться — вырезать и выпиливать, придать глине нужную форму гораздо проще: материал почти не оказывает сопротивления. Мы решили на практике показать, как сделать тарелку из полимерной глины своими руками. Наш мастер-класс настолько прост, что подойдет и для начинающих рукодельников.

María Vázquez · Dr. Livinghome Сохранить фото

Для этой тарелки, сделанной своими руками, подойдёт полимерная глина или глина, которая высыхает на воздухе — эти материалы не нужно обжигать в специальной керамической печи. Полимерная глина пахнет иначе, чем обычная, и у неё немного другие физические свойства. Я обычно работаю с самозатвердевающей глиной: это натуральный материал, и тактильные ощущения от работы с ним почти такие же, как от обычной глины.
Кроме того, вам потребуется стол или планшет с гладкой поверхностью — важно, чтобы на них не было никакого рельефа. Не беспокойтесь из-за возможных пятен: их легко отмыть влажной тканью.

María Vázquez · Dr. Livinghome Сохранить фото

Материалы:

  • Несколько листьев монстеры. Выбирайте листья с цельным контуром, но характерными для растения вырезами. Я использовала как шаблон два листа — с цельным контуром и рваными краями; первая тарелка, с « закрытым » контуром, получилась более прочной.
  • 500 гр полимерной или самозатвердевающей глины.
  • Скалка.
  • Две рейки толщиной около 8 мм: они служат для выравнивания глины, чтобы у поделки была равная толщина.
  • Деревянная палочка или стек для моделирования глины.
  • Бумага для выпечки.
  • Губка.
  • Миска или широкая чашка, чтобы придать изделию окончательную форму.
  • Вода.

    María Vázquez · Dr. Livinghome Сохранить фото

    Когда толщина заготовки составит около двух сантиметров, приложите по краям рейки и раскатывайте массу до тех пор, пока заготовка не станет плоской.

    María Vázquez · Dr. Livinghome Сохранить фото

    Шаг 3: Положите лист монстеры на заготовку из глины и обведите по контуру, используя тонкую деревянную палочку или стек.

    María Vázquez · Dr. Livinghome Сохранить фото

    В таком виде наша поделка очень хрупкая и легко может сломаться; поэтому аккуратно переместите её на лист бумаги для выпечки, чтобы в дальнейшем работать с ней и перемещать без риска.
    Шаг 4: Смочите губку в небольшом количестве воды и пройдитесь по краям заготовки, чтобы сделать их более гладкими.

    María Vázquez · Dr. Livinghome Сохранить фото

    Шаг 5: Чтобы тарелка в форме монстеры выглядела более реалистично, палочкой нарисуйте на ней прожилки и затем пройдитесь по ним чуть влажной губкой. На этом этапе нельзя спешить: чем тщательнее проделана эта работа, тем аккуратнее будет ваша поделка.

    María Vázquez · Dr. Livinghome Сохранить фото

    Совет: Сначала все линии лучше проводить очень тонко, едва касаясь палочкой поверхности — если вам что-то не понравится, такую линию легко стереть влажной губкой. Если вы довольны рисунком, линии можно прорезать более глубоко, чтобы сделать их заметнее.

    María Vázquez · Dr. Livinghome Сохранить фото

    Шаг 6: Поместите лист абсорбирующей бумаги на дно миски и поверх глиняной заготовки. Теперь нужно поместить плоский лист в миску, чтобы он принял слегка округлую форму.

    María Vázquez · Dr. Livinghome Сохранить фото

    Оставьте заготовку сохнуть, пока глина не затвердеет. Сроки зависят от влажности воздуха, но, по моим наблюдениям, стоит ждать не меньше 72 часов. Вы заметите, как глина становится белой по мере высыхания.
    Шаг 7: Когда тарелка из глины полностью высохнет, пройдитесь по ней очень деликатной наждачной бумагой, чтобы сделать поверхность максимально гладкой.

    María Vázquez · Dr. Livinghome Сохранить фото

    На этой фотографии — две законченные тарелки. Они отлично смотрятся и в таком виде, но можно окрасить их акриловой краской или покрыть лаком для дополнительной защиты. Такую посуду из глины можно использовать для хранения любимой бижутерии или как декоративные подносы.
    Кстати, монстера — прекрасное растение с декоративными листьями, но в качестве шаблона можно использовать и другие цветы.

    Чем покрыть глиняную посуду. Молочение керамики

    Чем покрыть глиняную посуду. Молочение керамики

    Молочение керамики в последнее время стало очень популярным способом обработки керамических изделий. Считается, что этим методом издревле пользовались гончары на Руси, еще до того как научились покрывать изделия глазурью.

    Молочение придает черепку водоотталкивающие свойства, а также получается очень интересный декоративный эффект — изделия приобретают красивый коричневый оттенок, и, к тому же, они становятся более гладкими, приятными на ощупь.

    А рецепт молочения керамики очень простой: нужно покрыть изделия молоком и нагреть до температуры около 300°С.

    Итак, приступим. Окунаем наши обожженные на утиль изделия в молоко и «купаем» их там некоторое время. Черепок насыщается молоком, все поры закупориваются, и образуется молочная пленка, блестящая и гладкая.

    Чем покрыть глиняную посуду. Молочение керамики

    Если изделия крупные, и вам жалко тратить на них много молока, то можно просто полить их сверху и дать излишкам молока стечь.

    Чем покрыть глиняную посуду. Молочение керамики

    Можно воспользоваться таким достижением цивилизации, как пульверизатор. Тогда «окрашивание» будет более равномерным, без потеков. Хотя в потеках тоже есть своя прелесть…

    В зависимости от того, какое молоко использовать, будет получаться разный эффект от молочения. Молоко можно брать как магазинное, так и деревенское, разной жирности, топленое или даже скисшее. Можно использовать кефир и другие готовые кисло-молочные продукты. А еще можно покрывать жидкой процеженной овсяной кашей и другой органикой — тут большой простор для творчества…

    Очень хороший эффект дает ультрапастеризованное молоко — на обожженных изделиях появляется красивый глянец, а цвет получается более ярким, насыщенным.

    Чем покрыть глиняную посуду. Молочение керамики

    После, того, как мы покрыли изделия, нужно оставить их на некоторое время для просушки.

    Чем покрыть глиняную посуду. Молочение керамики

    Затем ставим их вили духовку. Можно ставить на полочки, а можно и просто — друг на дружку.

    Чем покрыть глиняную посуду. Молочение керамики

    Не забудьте включить вытяжку или открыть настежь все окна и двери — сейчас будет очень дымно!

    Нагреваем печь до 300 градусов и смотрим, что у нас получается. Нагревать нужно постепенно, чтобы садка хорошо прогревалась по всему объему.

    Чем покрыть глиняную посуду. Молочение керамики

    В зависимости от температуры нагрева, а также длительности обжига цвет от молочения может получиться разным — от охристого светло-коричневого до почти черного. Это как со сгущенкой: если варить недолго, то она светлая, если же долго, то она становится темной, как шоколад.

    Если обжигать до черноты, то молоко постепенно теряет свои водоотталкивающие свойства, и  остается только декоративный эффект — в углублениях получается темнее, а на выпуклостях светлее.

    Чем покрыть глиняную посуду. Молочение керамики

    Ну а если пережечь, то молоко и вовсе сгорает, и нужно начинать все сначала.

    Вот такие у нас получились чумазики :)

    Чем покрыть глиняную посуду. Молочение керамики

    Чем покрыть глиняную посуду. Молочение керамики

    А на этом фото видно, насколько разными по цвету могут получиться молоченые изделия:

    Чем покрыть глиняную посуду. Молочение керамики

    Прошедшая молочный обжиг посуда выглядит очень аутентично, как будто ей уже много-много лет. А если добавить еще каких-нибудь натуральных веревочек, типа шпагата, то получится еще «фактурнее»…

    Чем покрыть глиняную посуду. Молочение керамики

    Ну, и напоследок нужно сказать, что посуда, прошедшая молочный обжиг, требует бережного к себе отношения. Ее нельзя мыть чистящими порошками, да и жидкими средствами тоже нежелательно. Лучше всего хорошо споласкивать их водой, после чего обязательно полностью высушить, можно даже в духовке. Или на солнышке — как в старину — сушили на заборах) Если же в молоченых сосудах будет застаиваться влага, то со временем они покроются плесенью, избавиться от которой можно только, если обжечь их снова на высокую температуру.

    Оптимальный же способ покрытия посуды — это все же глазурование, хотя бы изнутри.

    Хороших вам обжигов, и успехов в гончарном деле!

    Из какой глины лепить посуду. На пути к печи

    Двадцать лет мастер Виталий Гычев из Барнаула занимается гончарным делом. Первый свой круг, еще будучи мальчишкой, он соорудил из проигрывателя: накопал на ручье глины, включил пластинку и начал крутить на нем бурый комочек. Волшебный кувшин тогда сделать не удалось. Зато сегодня в руках мастера рождаются настоящие чудеса – древнерусские крынки и квасники, статные амфоры и вазы.

    Виталий Гычев, гончар:
    – Для работы подходит практически любая глина. Правда, если глина тощая, с большим содержанием песка, как в нашей местности, она менее пластична, мелкие изделия лепить из такого материала сложно. Поэтому сначала глину очищают от примесей: высушивают, чтобы легче расходилась в воде, а затем на сутки-двое замачивают в бочке – тяжелые частички песка оседают, а глина остается во взвешенном состоянии.

    Жидкую глину пропускают через сито – очищают от корней растений и камней, а потом долго-долго вымешивают, как тесто. Это необходимо, чтобы выгнать из глины воздух, иначе при сушке она пойдет трещинами. Перед тем, как попасть на гончарный круг, она снова подсыхает – консистенция глины зависит от типа материала и того, какое изделие задумал создать гончар. По пловам Виталия, путь от эскиза до его полного воплощения иногда занимает месяцы.

    Сдружиться с гончарным кругом и вылепить простой горшок или чашку с первого раза не получается почти ни у кого из новичков. Поэтому, если вы решили попробовать себя в роли гончара, не расстраивайтесь, если глина не поддастся сразу – терпение и тренировки, и вот уже изделие после просушки можно отправлять в печь.

    Температура, при которой мягкая податливая глина обретает каменную прочность, составляет 900-1000 градусов Цельсия.

    Виталий Гычев :
    – При обжиге есть критические точки – 300, 600 градусов, проходить которые нужно очень плавно. Глина может лопаться: при сушке прошел где-то сквознячок, обсохла глина неравномерно, и при нагревании ее начинает разрывать. Поэтому до 30% брака – это обычное дело у гончаров.

    У каждого мастера гончарного дела есть свои секреты работы.

    Виталий Гычев :
    – Мой омский друг – гончар с большим стажем – как-то пришел ко мне в мастерскую и спросил: «А почему ты горшки не переворачиваешь, когда сушишь? У них ведь донышки выпучиваются». А я, чтобы не выпячивалось, когда горшок делаю, внутри бугорок на дне оставляю – он и тянет глину внутрь, и не наружу.

    Глиняная посуда без обжига. Как сделать надежную керамику без обжига

    Глиняная посуда своими руками. Керамическая посуда 15

    В Швейцарской высшей технической школе Цюриха (ETH Zurich) разработали способ делать керамику при комнатной температуре, не требующую обжига, но имеющую свойства обожженной, по принципу естественных геологических процессов. В основе материала — карбонат кальция в форме нанопорошка, к которому потом добавляют немного воды и затем сжимают. Разработка описана в статье, опубликованной в журнале Nature Communications .

    Обжиг керамики, будь то плитка, цемент, кирпичи или посуда, требует обжига при температурах, заметно превышающих 1000°C. «Процесс производства основан на естественном геологическом процессе образования камней, — объяснил Андре Стюдар (André Studart), профессор ETH Zurich. — Наша работа — первое свидетельство, что керамический объект может быть изготовлен при комнатной температуре за столь короткое время и при сравнительно низком давлении».

    Осадочные породы формируются из осадков, подвергающихся сжатию в течение миллионов лет. В ходе этого процесса карбонат кальция преобразуется в известняк, с помощью окружающей воды. Но поскольку ученые использовали карбонат кальция с чрезвычайно мелкими частицами, вместо миллионов лет этот процесс занял всего час.

    Тесты показали, что новый материал может выдерживать нагрузку в десять раз большую, чем бетон, и он такой же жесткий, как бетон и камень. Иными словами, он плохо поддается деформации.

    На сей момент специалисты произвели образца размером с монетку, с помощью обычного гидравлического пресса. «Задача в том, чтобы обеспечить нужное давление, потому что объекты большего размера требуют соответственно большей давления», — сказал Флориан Буавиль (Florian Bouville), участник группы разработчиков. Теоретически, считают ученые, должно быть возможно производить детали размером с плитку для ванной.

    Новая технология может быть полезна с точки зрения энергоэффективности, а также производства композитных материалов, например, пластика. Кроме того, она имеет значение в контексте будущего «CO2-нейтрального общества», в том смысле, что карбонат кальция теоретически можно производить, улавливая двуоксись углерода из атмосферы или отработанных газов. В конечном итоге двуокись углерода будет зафиксирована в керамике, вместо того, чтобы влиять на климат.

    Изготовление глиняной посуды в древности. История

    Как уже говорилось ранее, гончарное искусство произошло из ремесла, которое служило исключительно для того, чтобы изготовить сосуды для хранения материалов и пищи. Со временем оно развивалось, обогащалось и предстало сегодня перед нами уже не в таком виде, каким видели его наши далекие предки. Благодаря технологическим открытиям стали появляться новые предметы выделки, они повлекли за собой появление таких предметов, как огнеупорный кирпич, каменная посуда, черепица, изразцы, дренажные трубы, архитектурные украшения и другие многочисленные изделия.

    Глиняная посуда своими руками. Керамическая посуда 16

    Вследствие того, что общество стало отделывать и украшать привычные глиняные изделия, гончарное дело из разряда ремесла переместилось в разряд искусства. Изготовление глиняных горшков было популярно в древности с тех самых пор, как человечество познакомилось с распространенным на планете материалом – глиной и ее свойствами.

    Ветхий Завет содержит несколько упоминаний о профессии гончара и его изделиях. Древнейшие сосуды из глины, еще в доисторическую эпоху, отделывались человеческой рукой и, соответственно, были неправильной формы. Чуть позже встречаются круглые и овальные изделия, очевидно, изготовленные при помощи гончарного круга. История не сохранила сведений о точном появлении этого круга, однако упоминания о нем идут с древности.

    Известно, что в Азии первые фарфоровые изделия появились еще две тысячи лет назад. Это указывает на то, что гончарный промысел в Китае развивался гораздо стремительнее, чем во всем мире.

    У каждого народа существовали свои традиции, связанные с этим ремеслом, превратившимся в искусство. Так в Африканских странах в начале двадцатого века изготовлялись горшки от руки, сушка глины осуществлялась на солнце, а обжиг изделия производился с помощью пучка соломы и огня.

    Что касается Европы, то здесь до восьмого века гончарное дело находилось в полнейшем упадке. Только испанские мавры дали ему толчок, примерно в то же время появились изделия, которые покрывались глазурью.

    Гончарное мастерство получило свой расцвет примерно в тринадцатом столетии. Самый яркий всплеск произошел в Италии, там была изобретена майолика – вид керамики, которая изготавливается из обожженной глины. Флоренция подарила миру такого мастера гончарного искусства, как Лука дела Роббиа, его скульптуры и другие произведения считаются гордостью нации и в наше время.

    Пользуясь технологиями скульптора Роббиа, тосканские фабрики сделали еще один шаг вперед – изделия из фаянса. Они сначала обжигались огнем, затем их покрывали белой поливой, на которой делались рисунки, после чего изделие было подвержено второму обжигу, более сильному, нежели первый. Из майолики стали делать не только архитектурные украшения, но и домашнюю утварь, вазоны, статуэтки.

    После упадка гончарного дела в Италии эстафету приняла Франция. Именно здесь была изобретена печь для обжига глины.

    В Средние века глиняная посуда создавалась и использовалась только бедняками, высшие сословия использовали оловяную, серебряную, золотую. Широкое применение гончарное искусство также получило в церковном убранстве. Здесь его использовали для создания кувшинов. Подобными изделиями украшены церкви Новгорода, а также храмы времен Романовых.

    В конце восемнадцатого века по всему миру начали появляться целые фабрики, которые занимаются гончарным делом.